12.12.2013

Подбираем шины для кроссовера

Идея опробовать кроссовер на шинах с разным по зубастости рисунком протектора в различных условиях витала давно. Ведь, как утверждают знатоки, правильные шины – половина успеха на трудных участках.

1

1

В отличие от некоторых участников теста, «Дастер» продают и с полным приводом, поэтому мы взяли именно полноприводный экземпляр «Рено» (1,6 л; 102 л.с.).

Итак, три модели шин размера 215/65R16 представляют три различные категории вседорожности. Базовая для «Рено-Дастер» – «Амтел-Круиз». Это типичный образец универсальной (обозначение M + S), но ориентированной на плюсовые температуры и асфальт покрышки – Н/Т по международной классификации. Следующая категория, А/Т, рассчитана также на грязь, снег, легкое бездорожье. К ней относится популярная «Иокогама-Геолендер А/Т-S». Ну а название третьей шины говорит само за себя – «Кордиант Офф-Роуд». Типичный зубастый образчик самой бездорожной категории М/Т.

Могучие, крепкие, проходимые, но очень шумные, жесткие и тяжелые шины «Кордиант Офф-Роуд».

Могучие, крепкие, проходимые, но очень шумные, жесткие и тяжелые шины «Кордиант Офф-Роуд».Могучие, крепкие, проходимые, но очень шумные, жесткие и тяжелые шины «Кордиант Офф-Роуд».
Могучие, крепкие, проходимые, но очень шумные, жесткие и тяжелые шины «Кордиант Офф-Роуд».

НА АСФАЛЬТЕ

Различия? Они видны даже невооруженным глазом, а точнее, ощутимы руками. Ведь смонтированные на диски «амтелы» – как пушинки на фоне могучего «Кордианта». Здесь и без весов сразу понимаешь, что навьючиваешь на каждое колесо килограмма по два лишнего веса. Естественно, и так не выделяющийся прытью «Дастер» сразу прилипает к земле, а его короткая первая передача становится абсолютно рабочей. Очевидна потеря динамики, как и способности к свободному качению, зато тормозами теперь можно пользоваться гораздо реже: сбросил газ – и машина охотно останавливается. Утрирую? Нисколько: 400 м разницы в выбеге (свободное качение со 120 км/ч до остановки) и около 2 л (11 против 13) в расходе топлива при тестовых пробегах по полигону. Грубо, но показаниям маршрутного компьютера, как и ощущениям, можно верить.

Вы по-прежнему за вседорожность? Тогда добавим на чашу весов непередаваемый гул «Кордианта», особенно при небольших скоростях (притом что и «Амтел-Круиз» отнюдь не идеал – тоже гудит изрядно). Ну и плавность хода (точнее, вибронагруженность), особенно на мелких неровностях, где «Офф-Роуд» ведет себя намного жестче. Из положительных моментов отмечу как раз отсутствие звуковых реакций на изменение фактуры покрытия и удивительную стойкость к серьезным ямам.

Протектор шин «Амтел-Круиз» с виду довольно грозен. Однако в серьезной грязи надежды на них немного, да и шумные они. Разве что комфорт неплохой.

Протектор шин «Амтел-Круиз» с виду довольно грозен. Однако в серьезной грязи надежды на них немного, да и шумные они. Разве что комфорт неплохой.Протектор шин «Амтел-Круиз» с виду довольно грозен. Однако в серьезной грязи надежды на них немного, да и шумные они. Разве что комфорт неплохой.
Протектор шин «Амтел-Круиз» с виду довольно грозен. Однако в серьезной грязи надежды на них немного, да и шумные они. Разве что комфорт неплохой.

«Иокогама»? Эти шины оказались достаточно разносторонними. То вдруг, демонстрируя мощный внутренний каркас, «геолендеры» пугают жестким и шумным качением на неровностях (на «Амтеле» машина комфортнее), то озадачивают сверхбурной реакцией на шероховатость дорожного полотна. А затем неожиданно долго и легко катятся, по выбегу оказываясь едва ли не предпочтительнее родных покрышек. И лишь совсем немного уступают им же в экономичности: 11,1 л/100 км.

Даже с точки зрения управляемости да и просто поведения на дороге у «Иокогамы» свой взгляд на «настройки» резины. Мягкий протектор словно намазывается на асфальт в поворотах, своими пределами и поведением куда больше напоминая обычную зимнюю «липучку». Отсюда довольно ленивые реакции на поворот руля и слишком ранние срывы в скольжение. Естественно, и при выполнении переставки кроссовер на этих шинах показывает весьма скромный результат. Остальные? «Кордиант», наоборот, обладая очень жестким протектором, поначалу вырывается в лидеры при выполнении этого маневра. Быстрые реакции и активное подрабатывание задней оси неплохо уживаются с нервной и очень грубой системой стабилизации. На переставке лучший результат. Увы, в обычных условиях постоянное стремление ввинтиться внутрь виража делает машину слишком нервной, особенно на высокой скорости. Так что в нашем случае именно «Амтел-Круиз» для «Дастера» золотая середина. Звезд с неба эти шины не хватают, но на фоне соперников и за асфальт держатся неплохо, и комфорт создают вполне достойный.

«Иокогама А/Т-S» – самый подходящий в нашем случае вариант для любителей плохих дорог. Правда, комфортом и управляемостью на асфальте придется пожертвовать.

«Иокогама А/Т-S» – самый подходящий в нашем случае вариант для любителей плохих дорог. Правда, комфортом и управляемостью на асфальте придется пожертвовать.«Иокогама А/Т-S» – самый подходящий в нашем случае вариант для любителей плохих дорог. Правда, комфортом и управляемостью на асфальте придется пожертвовать.
«Иокогама А/Т-S» – самый подходящий в нашем случае вариант для любителей плохих дорог. Правда, комфортом и управляемостью на асфальте придется пожертвовать.

ГЛИНА, ДОЖДЬ, КОЛЕЯ

Поведение «Дастера» на грунте с шинами «Кордиант Офф-Роуд» настолько надежно, что возникает некая эйфория, граничащая со вседозволенностью. Колея? Не проблема, главное – не повредить пластик. И ведь едет, причем если нужно, то и по вершинкам этой самой колеи, продавливая их крупными шашками протектора. «Француза» никуда не стаскивает даже на очень скользких буграх и уклонах, а в затяжной скользкий подъем он, буксуя, уверенно карабкается на одном только переднем приводе.

Отрезвление приходит в первой же серьезной луже. Развернувшись поперек довольно глубокой промоины (ошибка водителя), «Дастер» отказывается трогаться вперед, с трудом проворачивая колеса даже на первой передаче. Трансмиссии банально не хватает демультипликатора. Так что зубастая шина может сыграть с обычным кроссовером злую шутку. При грубом обращении здесь не исключен вариант «прощай, сцепление».

Даже при отсутствии дождя по таким тракторным колеям на «Дастере» ехать страшновато, в первую очередь из-за геометрической уязвимости машины.

Даже при отсутствии дождя по таким тракторным колеям на «Дастере» ехать страшновато, в первую очередь из-за геометрической уязвимости машины.Даже при отсутствии дождя по таким тракторным колеям на «Дастере» ехать страшновато, в первую очередь из-за геометрической уязвимости машины.
Даже при отсутствии дождя по таким тракторным колеям на «Дастере» ехать страшновато, в первую очередь из-за геометрической уязвимости машины.

С «Иокогамой-Геолендер А/Т-S» всё немного проще, особенно на скользких наклонных участках грунтовой дороги, где машина теперь как бы пританцовывает.  Не так легко и уверенно, но «Дастер» выбирается и из глубокой колеи. При этом реагирует на руль, цепляясь за все, что можно, мягким и, надо отдать должное, хорошо очищающимся протектором. Ну а главное – даже в сложной, на грани фола, ситуации эти шины позволяют активно работать тягой, подбирая для «Дастера» именно тот режим, который нужен.

Обутый в «Амтел-Круиз 4×4», «Дастер» отказался взбираться на тарированный и уже накатанный предыдущими покрышками подъем: колеса лишь беспомощно месили глину. Но главная проблема даже не в этом. Изменилось само поведение автомобиля: он стал очень нервным и плохо управляемым. Чуть переборщишь с газом, и «Дастер» тут же норовит развернуться поперек дороги. А ведь стабилизация отключена – электроника не приемлет таких условий движения, в итоге только мешая управлению. Словом, не столько едешь, сколько борешься с машиной, требующей ювелирно работать рулем и тягой. И ведь что интересно: на дороге лишь немногим стабильнее всё сразу встает на свои места, а «Дастер» превращается в  добротный и послушный автомобиль. Вот они, шины!

А вот такие дорожки «Дастеру» по плечу. Жаль, на стандартном «Амтеле» здесь он идет тяжеловато. Чуть зазевался, из колеи уже не выберешься.

А вот такие дорожки «Дастеру» по плечу. Жаль, на стандартном «Амтеле» здесь он идет тяжеловато. Чуть зазевался, из колеи уже не выберешься.А вот такие дорожки «Дастеру» по плечу. Жаль, на стандартном «Амтеле» здесь он идет тяжеловато. Чуть зазевался, из колеи уже не выберешься.
А вот такие дорожки «Дастеру» по плечу. Жаль, на стандартном «Амтеле» здесь он идет тяжеловато. Чуть зазевался, из колеи уже не выберешься.

***

Так стоит ли превращать обычный кроссовер в настоящего «проходимца»? Как показали наши испытания, варианты возможны. Надо лишь быть готовым к тому, что, улучшая, например, проходимость, однозначно жертвуем комфортом. Да и поведением автомобиля на асфальте – тоже. Важно не перегнуть палку (читай: не переборщить с категорией шины), ведь мощная эмтэшная покрышка может оказаться губительной для трансмиссии «паркетника». Его удел скорее шинные категории Н/Т или А/Т как некая вседорожная замена и поддержка.

Результаты замеров «За рулем»

Результаты замеров «За рулем»

Средний уровень шума в салоне «Рено-Дастер», дБA

Средний уровень шума в салоне «Рено-Дастер», дБA